архив 14 - 30 апреля 2013
Advertisement

ТурОбзор

16 апреля

Речные круизы: «Достоевский» стал ближе россиянам, а «Репин» – иностранцам

Влад Васильев
Рынок речных круизов всегда был особенно чувствителен к разного рода кризисам и сезонным предпочтениям туристов. При весьма вдохновляющем начале прошлый сезон закончился полным провалом. К прогнозам на грядущее лето специалисты относятся с опаской и предпочитают лишь констатировать, что по традиции навигация на реках России откроется в конце апреля

В нынешнем сезоне, после прошлогодней трагедии с «Булгарией», особое внимание уделяется подготовке судов с точки зрения безопасности, да и внешний вид и уровень комфорта играют не последнее значение. Поэтому ведущие круизные компании рапортуют о готовности к сезону и представляют каждое свое судно.

Значительную долю туристов на речных маршрутах составляют завсегдатаи этого своеобразного вида отдыха, которые каждый год ждут новинок от круизных компаний. Так, например, «Мостурфлот» предлагает совершить «Круиз здоровья» на теплоходе «Сергей Есенин» по маршруту Москва – Санкт-Петербург, во время которого туристы получат консультации специалистов по диетическому питанию и коррекции веса. В программу также входят: сеансы массажа, специальная гимнастика, диетическое питание на борту, разработанное специалистами НИИ питания.

Теплоход «Михаил Булгаков» приглашает в настоящий «Этнокруиз» по маршруту Москва – Казань – Елабуга – Москва. В каждом из пунктов маршрута туристы будут знакомиться с бытом, традициями и национальной кухней народов, проживающих в регионе.

Путешествие по речным дорогам России неизменно пользуется популярностью среди иностранцев, которые отдают предпочтение маршруту Москва – Санкт-Петербург или такой экзотике, как круиз по Енисею и Лене.

Некоторые маршруты и ориентировочные цены круизного сезона 2012 года

На теплоходе «Очарованный странник» (компания «Мостурфлот») по маршруту: Москва – Мышкин – Кузино – Валаам – Санкт-Петербург. Продолжительность круиза – 7 дней. Стоимость круиза на человека при проживании в двухместной каюте с трехразовым питанием, экскурсионной и развлекательной программой – от 12 390 руб. (с частичными удобствами) до 24 350 руб. (с полным комфортом).

По Волге

На теплоходе «Нижний Новгород» (компания «Инфофлот») по маршруту: Москва – Углич – Кострома – Плес – Городец – Нижний Новгород – Казань – Ульяновск – Волгоград – Астрахань – Волгоград – Саратов – Самара – Казань – Чебоксары – Козьмодемьянск – Нижний Новгород – Городец – Ярославль – Рыбинск – Москва. Продолжительность круиза – 18 дней. Стоимость круиза на человека при размещении в двухместной каюте с трехразовым питанием, экскурсионной и развлекательной программой – от 89 700 до 91 500 руб.

По Вятке

На теплоходе «Василий Чапаев» (компания «Инфофлот») по маршруту: Нижний Новгород – Козьмодемьянск – Чебоксары – Казань – Вятские Поляны – Уржум  –   Советск – Котельнич – Киров. Продолжительность круиза – 10 дней. Стоимость круиза на человека при проживании в двухместной каюте с трехразовым питанием, экскурсионной и развлекательной программой – 27 700 руб. (с частичными удобствами) и 46 100 руб. (с полными удобствами).

По Енисею (в период полярного дня)

На теплоходе «Валерий Чкалов» (компания «Иркустк Байкал Трэвел») по маршруту: (Норильск)Дудинка – Игарка – Туруханск – село Ворогово – село Ярцево – Енисейск – Красноярск. Продолжительность круиза – 10 дней. Стоимость круиза на человека при размещении в двухместной каюте первого класса с трехразовым питанием, двух- и трехместное размещение в отелях Красноярска и Норильска, экскурсии, страховка, трансферы – 56 400 руб.

По Лене

На теплоходе «Михаил Светлов» (компания «Интерконтакт-Т») по маршруту: Якутск – Ленские Столбы – Даппарай – Ленск – Мирный – Витим – Ленские Щеки – Ура – Олекминск – Диринг Юрях – Соттинцы – Якутск. Продолжительность круиза – 12 дней. Стоимость круиза на человека при размещении в двухместной каюте с трехразовым питанием, экскурсионным обслуживанием, трансфером в/из аэропорта и страхованием – 74 805 руб.

Поволжье

Крупные речные операторы базируются и на Волге. Самарский круизный рынок – третий в стране по объемам перевозок пассажиров – всегда славился обилием судовладельцев с фрахтователями и, соответственно, числом предложений от них, причем нередко в ущерб самому себе. Так, самая известная далеко за пределами Самары и области компания «Спутник–Гермес» в этом году, как и «Инфофлот», обслуживает 4-палубный лайнер «Федор Достоевский». Кроме него она организует волжские круизы на собственном 3-палубном теплоходе «Валерий Чкалов» и модернизированном судне «Хирург Разумовский», находящемся у нее в оперативном управлении.

Кроме «Гермеса», «Водохода» и «Инфофлота», в Самаре в предстоящем сезоне активно действуют и другие круизные операторы: «Самарские путешествия» с 3-палубными судами «Президент» и «Алексей Толстой»; «Плес» с трехпалубниками проекта 588 «А. И. Герцен», «Дмитрий Пожарский»; «Водолей Тур» – с «Цезарем» и недавно приобретенным у «Водохода» «Капитаном Пушкаревым».

В Нижнем Новгороде, волжской столице, работает компания «ГАМА», которая теперь выступает владельцем и эксплуатантом еще советской, как она тогда называлась, транспортно-пассажирской линии Москва – Астрахань. Причем эту дальнюю трассу, ставшую в полном объеме круизной, и теперь обслуживают прежние, но модернизированные трехпалубники «Октябрьская революция», «Афанасий Никитин» и «Иван Кулибин». Кроме того, «ГАМА» в этом сезоне предлагает походы на 2-палубных теплоходах «Алдан» и «Александр Свешников» и небольшом колесном судне «Сура» (42 места), построенном в прошлом году, а вот ее 3-палубный «А. С. Попов» вновь отправится в Питер.

На Нижней Волге в ведении волгоградской туркомпании с незамысловатым названием «Круиз» находится теплоход проекта 588 «Александр Невский». Из Волгограда предстоящим летом он пойдет в многодневные рейсы до Астрахани, Саратова, Самары, Камышина, Казани, Елабуги, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода.


Москва

Компания «РечТурФлот», специализирующаяся на круизах эконом-класса, вновь заметно выделяется по численности флота: она фрахтует 6 судов. Их состав остался неизменным с прошлого года: двухпалубники проекта 305 «Эрмитаж», «Александр Свирский» и «Рихард Зорге», 3-палубные суда «Г. В. Плеханова» и «Рылеев» (проекты 588), которые продолжат ходить до Беломорска; небольшой «Мамин-Сибиряк» (проект 646), рассчитанный на перевозку не более 60 туристов, отправится уже непосредственно к Соловецкому архипелагу.

В Москве представлены также несколько операторских компаний, работающих с одним-двумя пассажирскими судами. Компания «Агидель-Круиз», старожил рынка, в предстоящем сезоне обслуживает два теплохода: «Михаил Танич» (проект 26-37) и небольшой двухпалубник «Белинский» (проект 646), который, как и его собрат «Мамин-Сибиряк», пойдет на Соловки. Московская фирма «Русская пароходная компания на паях» с двумя 3-палубными теплоходами (проект 588), прошедшими не так давно модернизацию: «Петр Первый» и «Прикамье». Турфирма «Альба» продолжит работать с 2-палубным теплоходом «Бородино», который благодаря стараниям его сотрудников стал необычайно уютным. Агентство круизных путешествий «Речной вокзал» будет оперировать трехпалубным судном «Илья Муромец», которое из столицы пойдет в волжские походы; в «немосковские» рейсы агентство отправит двухпалубный «В. М. Зайцев». Весьма возможно, к ним присоединится еще один 2-палубный теплоход «Герой Ю. Гагарин».


Санкт-Петербург

Кроме основных игроков речного круизного рынка, в Петербурге уже давно представлена фирма «Латти». В течение нескольких последних лет она обслуживает 3-палубные теплоходы «Кабаргин» и «Очарованный странник» (оба проекта 588). Другой санкт-петербургский фигурант речных путешествий – компания «Русские круизы» – работает с судном «Святая Русь» (проект 588), которое ходит в короткие туры, главным образом на Валаам, а в середине лета отправляется и в 4-дневные походы по Северо-западу.


Круизный флот

Очевидно, что на рынке речных круизов, ориентированных на обслуживание соотечественников, в нынешнем сезоне заметно возрастет число комфортабельных лайнеров. Речь идет о 4-палубных теплоходах проекта 301 Камского речного пароходства – «Д. Фурманове», «В. Маяковском» и «Ф. Достоевском». Прежде они возили иностранных туристов, но теперь переориентированы на россиян. Возвращение тройки четырехдеков на домашний потребительский рынок турбизнес воспринял неоднозначно. Безусловно, для конечного потребителя чем больше его вниманию представлено лайнеров, тем лучше. Но вот грандам речных круизов – «Водоходу» и «Мостурфлоту», а до того преимущественно только они катали россиян на 4-палубниках, появление аналогичного класса теплоходов, и к тому же в оперейтинге у основных конкурентов, вряд ли понравится.

Впрочем, как заявил глава Московского речного пароходства Константин Анисимов, переизбытка круизных объемов в предстоящую навигацию вряд ли стоит ожидать. Теплоходов, представленных на российском рынке, по разным причинам становится все меньше. К примеру, не так давно сгорели «Сергей Абрамов» и «Анна Ахматова». Речной регистр теперь более придирчиво относится к допуску пассажирских судов на водные линии, да и район плавания некоторых из них стараются ограничить – их не выпустят, к примеру, в большие озера и водохранилища. Некоторые теплоходы в предстоящую навигацию, по решению властей, вряд ли вообще покинут порты зимовки, да и с российского рынка отдельные суда выводятся на зарубежный рынок. Так, теплоход «Илья Репин» «Мостурфлота», еще год назад обслуживавший россиян, теперь вновь переориентирован на иностранцев. А новые речные лайнеры в нашей стране не появляются, поскольку уже более 20 лет не строятся и не приобретаются…


«ВодоходЪ»

Значительным событием для российского рынка речных круизов стало объединение компаний «ВодоходЪ», «ВодоходЪ – Санкт-Петербург» и «Волга-Флот-Тур». В нынешнюю навигацию предприятия работают под единой торговой маркой – «ВодоходЪ». Его московская компания и прежде была крупнейшим речным оператором Европы, теперь единый холдинг первенствует и на мировом уровне. В любом случае активы новой структуры внушительные: 26 четырехпалубных круизных судов, не считая многочисленных единиц скоростного и прогулочного флота.

Теплоходы, обслуживающие россиян в навигацию-2012, следующие: в Москве будут базироваться «Нижний Новгород», «Александр Радищев», «Константин Коротков», «Кронштадт» (проект 301), «Феликс Дзержинский» (проект 92-016, проект 302); в Санкт-Петербурге  – «Санкт-Петербург», «Виссарион Белинский» (проект 301), «Валериан Куйбышев», «Александр Суворов» (проект 92-016) и «Кронштадт»; в Самаре – «Семен Буденный», «Федор Шаляпин» (проект 92-016); в Нижнем Новгороде – «Георгий Жуков», «Михаил Фрунзе» – все 4 лайнера из волжских регионов проекта 92-016, или, как их еще называют за длинный нос, «крокодилы».

Остальные суда единого теперь «Водохода» весь навигационный период будут развозить иностранцев преимущественно на популярной у нас и за рубежом трассе Москва – Петербург. Однако на все «инолайнеры» планируется досаживать «экономически оправданных» русских туристов, в том числе и на суперлайнер уровня 4*+ «Мстислав Ростропович» (прежнее имя «Михаил Калинин»), который долгое время пребывал в процессе модернизации. Как сообщил директор по внутреннему туризму «Водохода» Александр Смолин, на ряд теплоходов «дозагрузка» россиянами будет проводиться нечасто, как правило, в начале и в конце сезона, как, к примеру, на «Федине», «Ленине» или «Ростроповиче», фрахтуемом американским оператором.


«Мостурфлот»

Компания «Мостурфлот» – на 100% дочернее предприятие Московского речного пароходства (МРП) – в предстоящую круизную навигацию ставит на перевозки туристов-соотечественников модернизированные 2-палубные теплоходы «Григорий Пирогов» и «Сергей Образцов» (бывший «Н. Г. Славянов») проекта 305, а также 3-палубный «И. А. Крылов» проекта 588 и 4-палубный «Михаил Булгаков» проекта 301. На майские праздники в путь отправится и груженный русскими туристами лайнер «Княжна Виктория» (бывший «Александр Грибоедов», проект 301) – наиболее комфортабельное круизное судно московской компании. «Княжну» будут сопровождать «галантные кавалеры» – «Василий Суриков» (проект Q-040) и «Николай Карамзин» (проект 301). В дальнейшем все они перейдут на обслуживание иностранных путешественников.

С иностранцами будут также ходить «Андрей Рублев» и «Илья Репин», наши граждане тоже смогут отправиться на них в плавание, в том числе на «Сурикове» и «Карамзине», а вот «Княжна Виктория» будет доступна россиянам лишь в первой половине мая. Другой комфортабельный лайнер МРП «Сергей Есенин» (проект Q-065) и тоже с зарубежного рынка пойдет с нашими туристами в 10-дневные «круизы здоровья» в июле, августе и сентябре. Аналогичный sister-ship «Александр Блок» того же проекта и той же австрийской постройки, после очень долгой стоянки на приколе в Москве, в предстоящем сезоне наконец отправится на речные просторы. Лайнер будет возить зарубежных путешественников; возьмет ли он на борт россиян, пока неизвестно.


«Инфофлот»

Третью строчку в негласном рейтинге операторов, обслуживающих внутрироссийский рынок речных туров, уверенно занимает питерская компания «Инфофлот». В межсезонье ее флот снова пополнился некоторыми судами, и прежде всего это 4-палубные теплоходы «Дмитрий Фурманов» и «Владимир Маяковский». Прежде они ходили на линии Москва – Санкт-Петербург с иностранными туристами, но теперь их намечено использовать на российском рынке. По этим лайнерам проекта 301 компания выступает генеральным агентом по продажам.

«Инфофлот» будет оперировать и другими весьма интересными теплоходами, включая новые для него двухпалубники «Башкортостан» и «Салават Юлаев». Но главный его флот – это трехпалубные суда: «Александр Бенуа», еще не так давно работавший на французском рынке, под который и был в свое время переоборудован, «Н. А. Некрасов», «Космонавт Гагарин», «Карл Маркс», «Анатолий Папанов» и «Юрий Никулин». Причем два последних перешли в полное ведение компании, их владелец – ростовская судоходная компания «Вояж» – передала теплоходы в долгосрочный бербоут-чартер без экипажа.

К новому сезону «Инфофлот» разработал обширную программу, включающую самые разнообразные (по продолжительности, направлению и стоимости) виды водного отдыха. К тому же в его круизной практике весьма важное место занимают необычные маршруты. В нынешнюю навигацию намечено провести 15 таких путешествий, и все они объединены в «Золотую коллекцию круизов». Но «гвоздем программы» станут походы на 2-палубнике «Василий Чапаев» по Вятке – реке, где круизные походы прежде не выполнялись.


Игорь Горностаев

=== +++