13 апреля

Речные круизы грядущего лета

В конце апреля по традиции на реках, каналах и озерах европейской части России открывается очередная круизная навигация. В нынешнем году она будет проходить в нелегкий период глобального кризиса. Но, несмотря на это, речные туроператоры, специализирующиеся на обслуживании российских путешественников, составили достаточно обширную программу маршрутов по речным просторам нашей страны

Как выбрать теплоход

Наиболее комфортабельными на российских реках считаются практически все четырехпалубные лайнеры. Это и пассажирские суда проектов 92-016, построенные в 1970-х годах в Чехословакии, а также более молодые проекты 301 и 302, которые строились в ГДР с конца 70-х по середину 80-х годов прошлого столетия. Есть, правда, на наших реках и не менее комфортные суда австрийской постройки проектов Q-040, Q-056 («А. Пушкин», «Л. Толстой» и др.), но их крайне мало, к тому же они преимущественно задействованы на перевозке иностранных туристов.

Заметно проще обстановка на трех- и двухпалубных теплоходах более ранней постройки. Наиболее массовые из них – двухпалубные суда, сошедшие со стапелей Венгрии в 60-х годах (проект 305), и трехпалубники немецкой постройки конца 50-х (проекты 588 и 26-37). Их заполняемость в пассажирском варианте составляет 150–250 человек. Впрочем, многие из этих возрастных судов в последние годы прошли полную модернизацию, после чего их вместимость сократилась до 90–180 человек. Теперь отдельные из новоявленных лайнеров по уровню комфорта на борту вполне могут в той или иной степени спорить с 4-палубными речными флагманами.

За что платить больше

Тарифы в нынешнем сезоне, вопреки ожиданиям, повысились на 10–15%. Связано это с тем, что подорожал фрахт судна, возросли портовые сборы, стоимость еды и береговых экскурсионных программ. Цены на речные круизы, как и в прежние годы, существенно зависят от ряда факторов, и в первую очередь – от уровня комфортабельности теплохода. Поэтому водные путешествия на четырехпалубных лайнерах, сошедших со стапелей в более позднее время, еще с советских времен обходились дороже, чем на судах ранних годов построек. Впрочем, в последние годы на ряде возрастных судов, прошедших полную модернизацию, цены практически сравнялись с более новыми проектами.

Заметное влияние на расценки оказывает время проведения круиза (в начале и конце сезона они заметно ниже), а также расположение каюты на борту и маршрут. В предстоящей же навигации самые дешевые туры в среднем обойдутся туристам в 2,5–3 тыс. руб. за сутки на четырехпалубных лайнерах и в 1,5–2 тыс. за сутки – на двух- и трехпалубных теплоходах. В то же время стоимость билетов на речные теплоходы, представленные в регионах, на 20–25% ниже московских и питерских. Необходимо еще учитывать, что дороже стали, в первую очередь, каюты повышенной комфортности. С другой стороны, тарифы на ряд рейсов старых судов и в малокомфортабельных каютах нижних палуб остались на прошлогоднем уровне.

Москва – основной центр речных круизов

И главным круизным оператором здесь уже многие годы выступает «ВодоходЪ» – крупнейшая в России компания по организации и проведению водных туров. Нынешнюю навигацию «ВодоходЪ» вновь открывает с 4-палубным флотом, это лайнеры «Александр Радищев», «Сергей Кучкин», «Феликс Дзержинский», «Нижний Новгород». Отдельные рейсы «под россиян» выполнят и круизные суда, ориентированные на иностранных туристов, – «Николай Чернышевский», «Константин Коротков», «Лев Толстой», «Ленин», «Зосима Шашков», «Константин Симонов», «Константин Федин», «Леонид Соболев», «Русь».

Другая ведущая столичная компания – «Мостурфлот» – представляет 2-палубный теплоход «Григорий Пирогов», 3-палубный – «Иван Крылов», а также 4-палубный «Глеб Кржижановский». Кроме того, россиянам предложат и часть мест на лайнерах, перевозящих зарубежных гостей, – «Николай Бауман», «Леонид Красин», «Александр Грибоедов», «Василий Суриков», «Илья Репин».

Турфирма «РечТурФлот» в предстоящем сезоне, как и в предыдущие годы, работает с 3-палубными пассажирскими судами «Г. В. Плеханов», « Рылеев» и 2-палубными «Мамин-Сибиряк», «Профессор Звонков», «Рихард Зорге». Четыре теплохода вновь отправляет в Москву питерская компания «Инфофлот»: «Карл Маркс», «Космонавт Гагарин», «Анатолий Папанов», «Василий Чапаев». Столько же судов в навигации нынешнего года выставляет и «Русская Пароходная Компания». Ее «Петр Первый», «Максим Рыльский», «Николай Добролюбов» должны выйти на московско-питерские маршруты. Достаточно часто на них будет появляться и ее трехпалубник «Прикамье».

С четырех в прошлом году до двух в нынешнем – «Гареев» и «Поэт Тукай» сократила число судов компания «ТурФлот». Стабильно с двумя круизными теплоходами последние годы работает фирма «Паллада». Ее «Арабелла» вновь станет бороздить водные трассы между двумя столицами, а одноименная «Паллада» выйдет на короткие маршруты. Также не первый год два круизных судна – 2-палубный «Белинский» и 3-палубный «Николай Щорс» – обслуживает «Агидель-Круиз». Наконец, туроператорская фирма «Альба» предлагает поклонникам круизного отдыха речные походы на небольшом, но уютном теплоходе «Бородино». Еще один оператор – «Русский Альянс» – в этом году перебазировался в Ярославль, однако и здесь его двухпалубник «Владимир Мономах» во многом ориентируется на определенную часть жителей крупнейшего мегаполиса страны.


Санкт-Петербург

Второе место по объему продаж речных круизных туров занимает питерский рынок, лидер которого компания «ВодоходЪ-Санкт-Петербург». Его 4-палубные лайнеры «Кронштадт», «Санкт-Петербург», «Виссарион Белинский», «Валериан Куйбышев», «Александр Суворов» специализируются на трехдневных поездках на Валаам. Гораздо реже они добираются до Кижей и далее по водным путям северо-запада, изредка выходя на Волгу. Кроме того, в мае и сентябре-октябре россиян перевозят «Юрий Андропов» и «Георгий Чичерин».

Впервые на всю навигацию в Петербург отправляет теплоход компания «Мостурфлот», открывшая здесь свой филиал в конце прошлого года. Московский 4-палубник «Николай Карамзин» присоединится к многочисленному флоту, выполняющему непродолжительные туры на Валаам, Кижи и в Петрозаводск. Питерская фирма «Латти» по-прежнему оперирует трехпалубными судами «Кабаргин» и «Очарованный странник». «Кабаргин» отправится на волжские просторы, а «Очарованный странник» выйдет на водную линию Москва – Питер. Сюда же направится и «Святая Русь» известной во второй столице компании «Русские Круизы».


Самара

Самарский филиал «Водохода», который называется «Волга-Флот-Тур», играет во многом определяющую роль на этом ведущем региональном рынке. Как и год назад, в арсенале филиала четырехпалубные «Александр Пушкин», «Семен Буденный», «Федор Шаляпин» и трехпалубный «Капитан Пушкарев». Другая крупная компания региона в частности и Волги в целом – «Спутник-Гермес» – тоже сохранила прошлогодний флот: «Хирург Разумовский», «Валерий Чкалов», «В. М. Зайцев». За ними с судами «Юрий Никулин» и «Салават Юлаев» следует петербургский «Инфофлот». Эта тройка как раз и определяет круизную политику Самарской губернии. К тому же в предстоящем сезоне свои туры здесь собираются представить турфирмы «Плес» – суда «А. И. Герцен», «Дмитрий Пожарский» – и «Водолей Тур» – судно «Алексей Толстой».


Нижний Новгород

В бывшей волжской столице по-прежнему базируются 4-палубные теплоходы «Георгий Жуков» и «Михаил Фрунзе» опять же «Волга-Флот-Тура», которые возят нижегородцев по всем накатанным трассам. К тому же несколько рейсов из Нижнего Новгорода выполнят «Семен Буденный» и «Капитан Пушкарев», основная навигация которых будет проходить в Самаре. Далее, речной оператор «ГАМА» предлагает туры на своих судах «Алдан», «А. Свешников» и «А. С. Попов» (проект 588). Правда, с середины июня «Попов» уходит в Петербург, где пробудет до сентября. Кроме того, «ГАМА» владеет транспортно-пассажирской линией Москва – Астрахань, которую обслуживают возрастные 3-палубные теплоходы «Афанасий Никитин», «Октябрьская революция» и «Иван Кулибин».


Казань

Крупным круизным центром остается и столица Татарстана. В нынешнюю навигацию в речные путешествия из Казани можно отправиться на трехпалубниках «Ф. Жолио-Кюри» и « Ф. И. Панферов» местной компании «Волжские Путешествия». Походы по Волге на теплоходе «Борис Полевой» запланировала и казанская турфирма «Адмирал». Впрочем, во всех городах Поволжья речные круизы выполняют не только базовые компании. Так, в Казани за нынешний навигационный период намечено осуществить более 300 круизных рейсов. Несколько казанских туров проложили, к примеру, самарские компании «Волга-Флот-Тур», «Спутник-Гермес». Частыми гостями этим летом здесь должны стать теплоходы транспортно-пассажирской линии, а также «Кабаргин», «Д. Пожарский», «Кулибин», «А. И. Герцен» и другие.


Пермь

Последние годы возрастающим спросом пользуются речные круизы, которые начинаются или завершаются в этом городе на Каме. О своих программах путешествий на 3-палубных теплоходах объявили компании «Спутник-РМК» – суда «Михаил Кутузов», «Павел Бажов»; «СК Урал»«Екатерина Великая», «Тарас Бульба»; «Кубань»«Александр Фадеев»; «Охотник» – «Федор Гладков» и «Экспресс-тур» – «Н. В. Гоголь».


Игорь Горностаев