Как выбрать теплоход
Наиболее комфортабельными на российских реках считаются практически все четырехпалубные лайнеры. Это и пассажирские суда проектов 92-016, построенные в 1970-х годах в Чехословакии, а также более молодые проекты 301 и 302, которые строились в ГДР с конца 70-х по середину 80-х годов прошлого столетия. Есть, правда, на наших реках и не менее комфортные суда австрийской постройки проектов Q-040, Q-056 («А. Пушкин», «Л. Толстой» и др.), но их крайне мало, к тому же они преимущественно задействованы на перевозке иностранных туристов.
Заметно проще обстановка на трех- и двухпалубных теплоходах более ранней постройки. Наиболее массовые из них – двухпалубные суда, сошедшие со стапелей Венгрии в 60-х годах (проект 305), и трехпалубники немецкой постройки конца 50-х (проекты 588 и 26-37). Их заполняемость в пассажирском варианте составляет 150–250 человек. Впрочем, многие из этих возрастных судов в последние годы прошли полную модернизацию, после чего их вместимость сократилась до 90–180 человек. Теперь отдельные из новоявленных лайнеров по уровню комфорта на борту вполне могут в той или иной степени спорить с 4-палубными речными флагманами.
За что платить больше
Тарифы в нынешнем сезоне, вопреки ожиданиям, повысились на 10–15%. Связано это с тем, что подорожал фрахт судна, возросли портовые сборы, стоимость еды и береговых экскурсионных программ. Цены на речные круизы, как и в прежние годы, существенно зависят от ряда факторов, и в первую очередь – от уровня комфортабельности теплохода. Поэтому водные путешествия на четырехпалубных лайнерах, сошедших со стапелей в более позднее время, еще с советских времен обходились дороже, чем на судах ранних годов построек. Впрочем, в последние годы на ряде возрастных судов, прошедших полную модернизацию, цены практически сравнялись с более новыми проектами.
Заметное влияние на расценки оказывает время проведения круиза (в начале и конце сезона они заметно ниже), а также расположение каюты на борту и маршрут. В предстоящей же навигации самые дешевые туры в среднем обойдутся туристам в 2,5–3 тыс. руб. за сутки на четырехпалубных лайнерах и в 1,5–2 тыс. за сутки – на двух- и трехпалубных теплоходах. В то же время стоимость билетов на речные теплоходы, представленные в регионах, на 20–25% ниже московских и питерских. Необходимо еще учитывать, что дороже стали, в первую очередь, каюты повышенной комфортности. С другой стороны, тарифы на ряд рейсов старых судов и в малокомфортабельных каютах нижних палуб остались на прошлогоднем уровне.
И главным круизным оператором здесь уже многие годы выступает «ВодоходЪ» – крупнейшая в России компания по организации и проведению водных туров. Нынешнюю навигацию «ВодоходЪ» вновь открывает с 4-палубным флотом, это лайнеры «Александр Радищев», «Сергей Кучкин», «Феликс Дзержинский», «Нижний Новгород». Отдельные рейсы «под россиян» выполнят и круизные суда, ориентированные на иностранных туристов, – «Николай Чернышевский», «Константин Коротков», «Лев Толстой», «Ленин», «Зосима Шашков», «Константин Симонов», «Константин Федин», «Леонид Соболев», «Русь».
Другая ведущая столичная компания – «Мостурфлот» – представляет 2-палубный теплоход «Григорий Пирогов», 3-палубный – «Иван Крылов», а также 4-палубный «Глеб Кржижановский». Кроме того, россиянам предложат и часть мест на лайнерах, перевозящих зарубежных гостей, – «Николай Бауман», «Леонид Красин», «Александр Грибоедов», «Василий Суриков», «Илья Репин».
Турфирма «РечТурФлот» в предстоящем сезоне, как и в предыдущие годы, работает с 3-палубными пассажирскими судами «Г. В. Плеханов», « Рылеев» и 2-палубными «Мамин-Сибиряк», «Профессор Звонков», «Рихард Зорге». Четыре теплохода вновь отправляет в Москву питерская компания «Инфофлот»: «Карл Маркс», «Космонавт Гагарин», «Анатолий Папанов», «Василий Чапаев». Столько же судов в навигации нынешнего года выставляет и «Русская Пароходная Компания». Ее «Петр Первый», «Максим Рыльский», «Николай Добролюбов» должны выйти на московско-питерские маршруты. Достаточно часто на них будет появляться и ее трехпалубник «Прикамье».
С четырех в прошлом году до двух в нынешнем – «Гареев» и «Поэт Тукай» – сократила число судов компания «ТурФлот». Стабильно с двумя круизными теплоходами последние годы работает фирма «Паллада». Ее «Арабелла» вновь станет бороздить водные трассы между двумя столицами, а одноименная «Паллада» выйдет на короткие маршруты. Также не первый год два круизных судна – 2-палубный «Белинский» и 3-палубный «Николай Щорс» – обслуживает «Агидель-Круиз». Наконец, туроператорская фирма «Альба» предлагает поклонникам круизного отдыха речные походы на небольшом, но уютном теплоходе «Бородино». Еще один оператор – «Русский Альянс» – в этом году перебазировался в Ярославль, однако и здесь его двухпалубник «Владимир Мономах» во многом ориентируется на определенную часть жителей крупнейшего мегаполиса страны.
Второе место по объему продаж речных круизных туров занимает питерский рынок, лидер которого компания «ВодоходЪ-Санкт-Петербург». Его 4-палубные лайнеры «Кронштадт», «Санкт-Петербург», «Виссарион Белинский», «Валериан Куйбышев», «Александр Суворов» специализируются на трехдневных поездках на Валаам. Гораздо реже они добираются до Кижей и далее по водным путям северо-запада, изредка выходя на Волгу. Кроме того, в мае и сентябре-октябре россиян перевозят «Юрий Андропов» и «Георгий Чичерин».
Впервые на всю навигацию в Петербург отправляет теплоход компания «Мостурфлот», открывшая здесь свой филиал в конце прошлого года. Московский 4-палубник «Николай Карамзин» присоединится к многочисленному флоту, выполняющему непродолжительные туры на Валаам, Кижи и в Петрозаводск. Питерская фирма «Латти» по-прежнему оперирует трехпалубными судами «Кабаргин» и «Очарованный странник». «Кабаргин» отправится на волжские просторы, а «Очарованный странник» выйдет на водную линию Москва – Питер. Сюда же направится и «Святая Русь» известной во второй столице компании «Русские Круизы».
Самарский филиал «Водохода», который называется «Волга-Флот-Тур», играет во многом определяющую роль на этом ведущем региональном рынке. Как и год назад, в арсенале филиала четырехпалубные «Александр Пушкин», «Семен Буденный», «Федор Шаляпин» и трехпалубный «Капитан Пушкарев». Другая крупная компания региона в частности и Волги в целом – «Спутник-Гермес» – тоже сохранила прошлогодний флот: «Хирург Разумовский», «Валерий Чкалов», «В. М. Зайцев». За ними с судами «Юрий Никулин» и «Салават Юлаев» следует петербургский «Инфофлот». Эта тройка как раз и определяет круизную политику Самарской губернии. К тому же в предстоящем сезоне свои туры здесь собираются представить турфирмы «Плес» – суда «А. И. Герцен», «Дмитрий Пожарский» – и «Водолей Тур» – судно «Алексей Толстой».
В бывшей волжской столице по-прежнему базируются 4-палубные теплоходы «Георгий Жуков» и «Михаил Фрунзе» опять же «Волга-Флот-Тура», которые возят нижегородцев по всем накатанным трассам. К тому же несколько рейсов из Нижнего Новгорода выполнят «Семен Буденный» и «Капитан Пушкарев», основная навигация которых будет проходить в Самаре. Далее, речной оператор «ГАМА» предлагает туры на своих судах «Алдан», «А. Свешников» и «А. С. Попов» (проект 588). Правда, с середины июня «Попов» уходит в Петербург, где пробудет до сентября. Кроме того, «ГАМА» владеет транспортно-пассажирской линией Москва – Астрахань, которую обслуживают возрастные 3-палубные теплоходы «Афанасий Никитин», «Октябрьская революция» и «Иван Кулибин».
Крупным круизным центром остается и столица Татарстана. В нынешнюю навигацию в речные путешествия из Казани можно отправиться на трехпалубниках «Ф. Жолио-Кюри» и « Ф. И. Панферов» местной компании «Волжские Путешествия». Походы по Волге на теплоходе «Борис Полевой» запланировала и казанская турфирма «Адмирал». Впрочем, во всех городах Поволжья речные круизы выполняют не только базовые компании. Так, в Казани за нынешний навигационный период намечено осуществить более 300 круизных рейсов. Несколько казанских туров проложили, к примеру, самарские компании «Волга-Флот-Тур», «Спутник-Гермес». Частыми гостями этим летом здесь должны стать теплоходы транспортно-пассажирской линии, а также «Кабаргин», «Д. Пожарский», «Кулибин», «А. И. Герцен» и другие.
Последние годы возрастающим спросом пользуются речные круизы, которые начинаются или завершаются в этом городе на Каме. О своих программах путешествий на 3-палубных теплоходах объявили компании «Спутник-РМК» – суда «Михаил Кутузов», «Павел Бажов»; «СК Урал» – «Екатерина Великая», «Тарас Бульба»; «Кубань» – «Александр Фадеев»; «Охотник» – «Федор Гладков» и «Экспресс-тур» – «Н. В. Гоголь».
Игорь Горностаев